
Международный научно-популярный проект Science Slam Explore USA, на котором пять российских молодых ученых рассказали о своих исследованиях, 10 февраля прошел в Москве. Победителем мероприятия стала младший научный сотрудник Центра клеточных технологий Института цитологии РАН Нина Красковская. В интервью она рассказала о своем выступлении на слэме, об опыте научной работы в США, а также о своих исследованиях нейродегенеративных заболеваний. Запись Science Slam доступна “ВКонтакте” по ссылке.
— Нина, расскажите, как проходил Science Slam? В чем особенность этого формата?
— Это научно-популярное мероприятие, в котором мне нужно было за 10 минут рассказать об исследованиях, которые я провожу в Институте цитологии РАН, причем изложить все надо было языком, понятным неподготовленному слушателю. Всего выступало пять ученых, каждый рассказал о своей научной сфере. Затем мы должны были ответить на вопросы. В этом году из-за пандемии в студии записывали только участников без зрителей. Но мы ответили на их вопросы в дистанционном формате.
Выступления других участников были посвящены исследованиям о новых материалах для солнечной энергетики, о математических моделях для прогнозирования эпидемий, о влиянии городской среды на развитие ожирения у горожан, а также о том, как секвойи, самые высокие деревья, адаптируются к климатическим изменениям.
После всех выступлений зрители выбирали лучшего участника с помощью онлайн-голосования. Неожиданно мое выступление признали лучшим. Я получила символический приз – синие боксерские перчатки.
— Чему было посвящено ваше выступление?
— Я занимаюсь изучением нейродегенеративных заболеваний человека. К ним относятся, например, болезни Альцгеймера и Паркинсона. Моя работа связана с исследованием болезни Хантингтона. Это опасное заболевание, поражающее головной мозг. Среди симптомов — нарушения координации, речи, памяти, когнитивных способностей. Ученые всего мира ведут разработки различных лекарств для терапии болезни Хантингтона. Однако пока препарата для полного излечения этого недуга не существует.
— Почему вас пригласили принять участие в Science Slam?
— Меня, как и других участников, позвали, потому что у нас был опыт научной работы или стажировки в США по исследовательской тематике.
— А как вы попали на эту стажировку?
— Чтобы понять, как протекает любое заболевание, необходимо уметь моделировать его с большой точностью. А с болезнью Хантингтона это очень сложно, ведь к пациенту в голову не заберешься. Конечно, много исследований проводится на животных, но когда ученые пытаются перенести результаты своей работы с мышиной модели на человека, то чаще всего оказывается, что в этом случае препараты не могут эффективно работать. Поэтому для моих исследований были необходимы клетки нейронов человека, которые ученым предоставляют специальные биобанки для исследований.
Во время учебы в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого я приступила к разработке методики работы с клеточными моделями. В начале 2020 года у меня появилась возможность по специальной стипендии отправиться на стажировку в научный центр в США, где проводились исследования нейродегенеративных заболеваний. Я подала заявку на стипендию, получила одобрение и в начале 2020 года улетела на восемь месяцев на стажировку.
— Кто в США занимается такими исследованиями?
— Я проходила стажировку в Юго-Западном медицинском центре штата Техас (г. Даллас), в лаборатории научного руководителя моей диссертационной работы Ильи Борисовича Безпрозванного. Он из Санкт-Петербурга, свою кандидатскую подготовил в нашем Институте цитологии РАН. Сейчас он руководит лабораторией в петербургском Политехе и лабораторией в Медцентре Далласа.
К сожалению, не все запланированное в США мне удалось: работа в лаборатории Ильи Борисовича совпала с началом пандемии, поэтому многие планы пришлось отменить. Я успела отработать методику моделирования болезни на основе транс-дифференцировки, однако поработать с клетками пациентов с нейродегенеративными заболеваниями не успела. Поскольку стажировка заканчивалась, и нужно было возвращаться в Россию: в планах было написание кандидатской диссертации на основе результатов моих исследований. Летом 2021 года я успешно защитилась в стенах Политехнического университета.
— Каковы ваши дальнейшие планы?
Сейчас я продолжаю свои исследования нейродегенеративных заболеваний и работаю в Центре клеточных технологий Института цитологии РАН. В Институте давно и успешно проводятся исследования молекулярных механизмов развития нейродегенеративных заболеваний и поиск возможных мишеней для их коррекции. Инфраструктура и опыт сотрудников стали главной причиной моего выбора Института для продолжения исследований.
Планирую развивать сотрудничество с коллегами как внутри Института цитологии РАН, так и из других научных организаций. Именно в результате такой коллаборации с нами поделились клетками от пациента с болезнью Хантингтона. Моя методика позволяет сравнивать нейроны здоровых людей и больных, с сохранением «возраста», чтобы понять причины, которые лежат в основе заболевания. А в дальнейшем на этой системе можно проводить испытания лекарственных препаратов. Цель моей работы – получение нейронов из клеток человека путем прямого репрограммирования. Вместе с тем существует и успешно используется подход к получению нейронов из индуцированных плюрипотентных клеток. У каждой методики есть свои ограничения, плюсы и минусы. У исследователей будет возможность выбора между разными моделями. Это очень важно при разработке новых лекарственных препаратов.
Еще один научный проект, в котором я участвую, касается развития инструментов для проведения научных исследований. Сегодня России просто необходим свой большой биобанк клеточных линий для исследований по самым различным тематикам, в частности, для разработки терапий и лекарств от неизлечимых заболеваний.
Такой большой биобанк мы сейчас организуем в Институте цитологии РАН: в прошлом году наш Институт выиграл грант на создание национальной коллекции типовых клеточных культур, на образцах которой исследователи со всей России смогут проводить свои исследования, учиться работать с клетками и прочее.
В частности, мы планируем создать банк нейронов, полученных методом прямой дифференцировки из тканей больных нейродегенеративными заболеваниями, на которых можно будет проводить испытание лекарств, например, для лечения болезни Хантингтона. Это очень важный этап между доклиническими испытаниями на животных и клиническими испытаниями на пациентах, который станет легко доступным для отечественных разработчиков медицинских препаратов.
Справка:
Science Slam Explore USA организован информационным центром Education USA Russia и петербургской медиакомпанией «Бумага». Мероприятие проходит в Москве 10 февраля. В ходе мероприятия ученые из России должны интересно и понятно рассказать о своих исследованиях всего за десять минут. У каждого из спикеров есть опыт учебы или стажировки в США, которым они готовы поделиться со зрителем. Во время Science Slam ученым можно задать вопросы и выбрать лучшего.каждого.